Посещение интернет-магазина пользователем сродни попаданию в центр торнадо: в каждый момент у покупателя может произойти любая случайность, которая будет стоить покупки. Это и непонятная картинка товара, и странное название, и мелкая цена, и трудно находимая кнопка «Купить». И, конечно, это медленная загрузка сайта. Сколько она стоит интернет-магазину?
Как принимается решение о покупке
Процесс принятия решения в экстремальных ситуациях (посещение интернет-магазина во многом характеризуется именно так) имеет четко выделенные этапы (выбор альтернатив не во всех ситуациях возможен):
- Восприятие ситуации
- Анализ решения
- Конструирование альтернативных решений
- Выбор альтернативы / принятие решения
- Выполнение принятого решения
Здесь у интернет-магазина очень сложная задача: за ограниченное время посещения страницы товара дать достаточное количество информации (включая возможные альтернативы) для принятия решения, а также обеспечить простой механизм выполнения принятого решения.
Как время влияет на процесс покупки
Время реакции обычного человека — 0,25-0,3 секунды. Именно поэтому все более длительные процессы имеют индикатор выполнения (загрузки), чтобы дать обратную связь, если после полусекунды ожидания ничего значительного не происходит.
При посещении сайта первые 1-1,5 секунды браузер дает сайту фору: он отображает какой-то процесс смены экрана или отправки запросов к сайту. Пользователь понимает, что что-то происходит, и это нормально.
После 1,5-2 секунд ожидания у пользователя начинает накапливается раздражение и пропадает фокус внимания. Если в этот момент не показать ему смену картинки, на изучение которой нужно потратить несколько секунд, — это, скорее всего, приведет к отказу от посещения сайта.
Время от входа в ситуацию до реализации решения составляет 5-6 секунд (в условиях ограничения времени) — за это время человек принимает спонтанные решения. В условиях жесткой конкуренции между интернет-магазинами, первые 3-5 секунд загрузки сайта будут решающими: пользователь либо примет решение остаться, либо уйдет к конкурентам.
Идеальный процесс загрузки сайта
У интернет-магазина есть только 3 секунды, чтобы показать страницу с фотографией и основными параметрами товара пользователю. В этом случае раздражения не возникнет, и потенциальный клиент останется на сайте для более глубокого принятия решения о покупке.
При этом сначала пользователю через 1-1,5 секунды после перехода на сайт нужно показать «скелет» страницы — основную разметку, включая текст или базовые элементы дизайна. И еще через 1,5-2 секунды уже загрузить дополнительную информацию, относящуюся к товару.
Где и сколько магазин теряет покупателей в процессе загрузки страницы (на каждые 100 клиентов):
- Хостинг сайта размещен в Европе (минус 1 покупатель) или в США (минус 2 покупателя). Расстояние увеличивает время ожидания пользователей и сокращает прибыль интернет-магазина.
- Реклама дается на домен сайта без www, а сайт открывается только через www (происходит лишний редирект с сайт.рф на www.сайт.рф или наоборот). магазин теряет 1 покупателя.
- Используется неоптимальный шаблон сайта (много файлов стилей), это создает дополнительное ожидание на этапе «белого экрана». Потери: еще 3 покупателя.
- Счетчики статистики вставлены в начало документа, до основного содержания и картинок. Это «съедает» еще 1 покупателя.
- Каждый нестандартный шрифт на сайте отнимает у магазина еще по покупателю.
- Дополнительная логика сайта — клиентские скрипты — могут быть размещены после основного содержания. Если разместить их выше контента страниц, то магазин потеряет еще 2-3 покупателей.
- Каждый дополнительный виджет — социальные иконки, группы социальных сетей, товарные рекомендации — «стоит» 1 покупателя.
- Если для сайта не включено сжатие (gzip), то еще 1-3 покупателя окажутся «за бортом».
- Большое количество неоптимизированных картинок «отпугнет» 2-3 покупателей.
Простая арифметика: за счет оптимизации скорости сайта можно получить от 12-15% до 40% больше покупателей. Только за счет скорости сайта!
Мобильный сайт
Для мобильных устройств ситуация еще хуже: здесь мало обеспечить высокую скорость на медленной соединении (GPRS или 3G), нужно изменить шаблон сайта для оптимального отображения.
Лучшим решением будет использование адаптивного дизайна, включая адаптацию изображений под мобильный экран — чтобы сэкономить на размере сайта для мобильных пользователей. Этот подход может обеспечить загрузку сайта за 3 секунды — чтобы покупатель не потерял фокус внимания и остался на сайте.
Сколько стоит скорость сайта?
На сайте Айри.рф есть калькулятор потерь магазина из-за медленного сайта. Если за счет ускорения сайта вы можете заработать в 5-10 раз больше, чем потратите на него — именно так и нужно сделать. Если же ваш сайт уже достаточно быстрый (и ускорение не принесет значительного эффекта), то имеет смысл подключить мониторинг скорости сайта, чтобы быть в курсе скорости загрузки страниц.