Кривая технологий

Почему сайты становятся медленнее и как с этим справиться

Технологическая сложность веб-сайтов постоянно соревнуется со скоростью подключения пользователей к Интернету и скоростью работы их устройств: и на текущий момент снова начинают побеждать сложные сайты. Они год от года становятся медленнее. Этому есть несколько причин, и Jim Rapoza из Aberdeen Group называет две основных:

  • Архитектура сайтов в Интернете зачастую сложная, иногда устаревшая и требует постоянного расширения вслед за бизнес-задачами.
  • Интернет становится мобильным, и это накладывает дополнительные условия на оптимизацию сайтов.

Но всем понятно, что быстрые сайты выгоднее для бизнеса. Так что же мешает бизнесу ускорить свои сайты?

Коллеги по цеху выделяют 5 основных глобальных причин, которые не дают компаниям оптимизировать производительность их сайтов.

1. Очень сложная доставка сетевых ресурсов

Сложности начинаются с простых вещей — базовой доставки контента до конечных пользователей. Если речь идет об одном городе или даже стране — сложностей возникает мало. Но как только география пользователей выходит на уровень нескольких стран или всего мира — сразу начинаются сложности с отображением или функционированием сайта.

Также присутствует ряд проблем и на уровне архитектуры. Например, со стороны клиента (или браузера) доступ к сайту может осуществляться очень по-разному из разных локаций. Возникает огромное количество условий, которые нужно учесть для качественного обслуживания пользователей: устройства, браузеры, операционные системы, сети, физическое местонахождение.

Существует большое количество сложностей также у серверной части сайта. Огромное количество различных сервисов, призванных увеличить эффективность сайта, усложняют его структуру на серверном уровне, увеличивая вероятность простоя. Если для отображения страницы требуется несколько разных серверов, то при отказе одного из них произойдет сбой. Суммарно сайт будет недоступен больше времени из-за общей сложности архитектуры.

2. Повышенные требования от пользователей к «качеству» сайта

Как только контент сайта попадает к конечным пользователям, его нужно правильно отобразить. Буквально вчера пользователи были счастливы, если на их мобильном телефоне сайт вообще загружался. Сегодня они ожидают от мобильных сайтов практически той же производительности, что на обычных компьютерах. Заоблачные ожидания пользователей и сокращенное время ожидания приводят к повышенному показателю отказов, если сайт работает медленно. Для большинства пользователей порогом является 3 секунды загрузки сайта: они не будут ждать более этого времени.

И пользователи вообще не в курсе, насколько сложным может быть качественное и быстрое отображение сайта на их устройстве. Они просто ожидают первоклассного качества везде, и это требует безупречно тщательного подхода к разработке и оптимизации сайта. Например, вы знаете, сколько приложений было оптимизировано под iPhone 6+ до его выхода?

3. Ваши айтишники всегда очень заняты

Обычно именно специалисты по маркетингу озабочены тем, как их продукт и сайт взаимодействует с конечными пользователями, насколько пользователям комфортно. Но помочь маркетологам с оптимизацией пользовательского восприятия могут только IT-специалисты.

Но приоритетом ИТ-специалистов была и будет только безопасность. Каждый месяц всплывает новая угроза — POODLE, SYN-Цунами, Shellshock, зомби-посетители – и IT-гении должны быть начеку, чтобы все вовремя починить. А оптимизация сайта для конечных пользователей не входит в зону их первоочередного внимания.

  • У ИТ департамента мало ресурсов, чтобы выделить их на отладку, шлифовку и оптимизацию скорости сайта.
  • ИТ-специалисты обычно избегают что-либо менять из-за большого риска сбоя: «не трогай, если работает».

Даже когда задачи у ИТ отдела и отдела маркетинга схожие, добиться максимальной производительности сайта обычно не удается. Для примера можно взять виджет персонализации на сайте:

Было принято решение использовать инструмент персонализации сайта (сторонний виджет). Цель — обеспечить более высокое качество сайта для конечных пользователей и собрать данные о посетителях. Вроде просто. Но аналитические данные были быстро замусорены визитами ботов и не давали ясной картины. Кроме того установка виджета замедлила сайт и отрицательно сказалась на удобстве использования сайта. Задача ИТ в данной ситуации — получить максимум полезных данных без ухудшения удобства сайта. Но ИТ-команда не горит желанием выделять время на анализ проблем и их последовательное решение, особенно если это лежит вне зоны их компетенции.

4. Технологии постоянно меняются

Если посмотреть в недавнее прошлое, то буквально 5-7 лет назад о мобильном сайте или мобильной версии сайта никто не говорил. Потом компании стали создавать отдельный сайт — m.site.ru — для поддержания качества обслуживания посетителей. Но это было плохо для поискового продвижения (SEO) и увеличивало количество времени, необходимого для поддержания сайта.

Хорошей иллюстрацией будет кривая цикла продвижения (hype cycle) от Gartner. Появляется технологическое решение, ранние последователи его принимают и пропагандируют. Но с течением времени энтузиазм сходит на нет, обнаруживается некоторое количество проблем, которое текущее решение не может решить. По прошествии времени технология стабилизируется и на следующей итерации начинает новый цикл.

Новый технологический цикл на сегодняшний день начался с отзывчивого дизайна (responsive web design). Он позволяет упростить создание различных версий сайта для разных устройств, обеспечивая наилучшее качество сайта для всех категорий пользователей. Динамическая доставка контента (когда для разных пользователей отдает разные версии сайта) была отдана в жертву простоте разработке и легкости поддержки сайта с отзывчивым дизайном.

5. Развитие Интернета осложнено вопросами производительности

Интернет становится сложнее (больше стандартов и технологий) и мобильнее (больше различных устройств, различные условия подключения). Интернет вещей создаст миллиарды устройств, каждое из которых будет подключено к Интернету, и для каждого нужно будет решать какие-либо технологические проблемы. То, что сейчас работает медленно, будет работать еще медленнее, и вопросы безопасности кажутся сложно разрешимыми с сегодняшней позиции.

Ускорение и защита — основные точки роста и повышения качества предоставления услуг на ближайшие десятилетия. Только последовательный подход с четкими ориентирами по целям, ограниченным бюджетом и использованием лучших мировых практик позволит быть лидерами по обслуживанию пользователей и обеспечить требуемый уровень качества.

Источник: Yottaa, изображение Gartner.