Для повышения эффективности работы сайта мало обеспечить его 100% доступность и максимальную скорость. Надо узнать больше об аудитории и сделать ей предложение, от которого никто не сможет отказаться.
Зачем нужна аналитика посещений сайта
Любая веб-аналитика должна отвечать на вопросы: кто, когда и почему заходит на сайт, а также что конкретно (желательно, в измеримых единицах) делает. И почему не делает того, что запланировано (например, не покупает в интернет-магазине).
Для ответа на эти вопросы собираемые данные — источники, география пользователей, устройства, просмотренные страницы — должны быть тщательно проанализированы. Это позволяет выявить тренды или инсайты, которые затем смогут привести к росту конверсии (например, через внедрение виджетов или A/B-тестирование различных вариантов). Работа аналитика обычно заключается в составлении стандартных отчетов и получение относительно стандартных выводов: этот канал привлечения пользователя работает хорошо, этот не очень, а вот тот — совсем плохо. И дальше требуется улучшить сайт для каналов со слабой конверсией или отключить такие каналы вовсе.
Как повысить конверсию сайта
Но кроме анализа каналов постфактум и адаптации каналов к сайту (больше пользователей из поиска Google и меньше из поиска Яндекса, например) можно пойти другим путем. Речь идет про сегментирование аудитории сайта согласно выставленным целям и далее точечная работа с каждым сегментом.
Сама по себе настройка целей не отвечает на вопрос эффективности, но позволяет точно измерить, насколько сайт хорошо или плохо работает. А главное — для каких пользователей это происходит. Ведь улучшить можно только то, что можно измерить. Настроенные цели позволяют не только ответить на вопрос «Какая точная конверсия сайта», но и измерить эффективность любых инструментов, на эту конверсию влияющих.
Где потенциал роста сайта
После задания целей сайта можно выделить сегменты аудитории, которые похожи на пользователей, успешно целей достигших. И на основании этого кластерного анализа получить платформу для кратного увеличения конверсии сайта.
Как это работает. Предположим, что вы тестируете какое-то улучшение сайта — например, другой призыв к действию, — и новый вариант показывает увеличение конверсии на 20%. Очевидно, что это улучшение конверсии как-то разбивается по сегментам: кому-то новый призыв к действию, действительно, понятнее. На кого-то он никакого влияния не оказал, а кому-то — наоборот, ухудшил восприятие сайта.
Усреднено по всем сегментам рост конверсии получился 20% (от 2% средней конверсии). Но если выделить тот результативный сегмент — например, как на картинке, это самый большой сегмент в цели «Пополнение баланса», синий, 18% от всей аудитории — и применить улучшение только для него. И найти другие улучшения, которые способны также кратно — в 2,5-5 раз (как для этого синего сегмента) — «сыграть» на повышение. Тогда конверсию реально увеличить в несколько раз за счет простых улучшений сайта — но применив эти улучшения для разных сегментов, для каждого сегмента — свое улучшение.
Другой пример. Аудитория поиска Google — более молодая, более образованная, более требовательная. Для них нужны лучшие тексты и минимум дополнительной информации. Аудитория поиска Яндекс — более зрелая, и для нее могут лучше работать более длинные тексты и большее количество страниц сайта. Очевидно, что это могут быть разные сегменты целевой аудитории, и для них нужны разные изменения на сайте. И эти изменения будут связаны с сегментацией, а не персонализацией.
Аналитика в Айри
Получить данные о вашей аудитории вы можете прямо сегодня через Аналитику Айри (страница Аналитика в Личном кабинете). Для этого необязательно переносить NS-серверы домена в облако (тогда код аналитики при включенной настройке «Аналитика конверсии» будет размещен на всех страницах сайта автоматически), достаточно добавить JavaScript-код на ваш сайт и добавить сайт в Личном кабинете Айри (чтобы видеть его статистику).
На данный момент Аналитика Айри включает учет всех посетителей и всех событий сайта, учет каналов посетителей, автоматический расчет воронки конверсии по отправке форм на сайте, настройку целей (индивидуально по каждому сайту с учетом отслеживаемых событий) и автоматический расчет потенциальных сегментов аудитории по выполненным целям (сегменты затем можно выгрузить в любой сервис A/B-тестирования для детальной проработки).